Четверг, 2024-12-12, 11:33 PM
| RSS
Главная страница
Меню сайта
Разделы новостей
Выставки [16] Фоторепортаж [1]
Статьи [2]
Календарь новостей
«  Ноябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика

Начало » 2006 » Ноябрь » 16 » Иллюзии и фокусы творческого объединения «52 параллель»
Иллюзии и фокусы творческого объединения «52 параллель»

Мое знакомство с творческим объединением «52 параллель» началось с выставки «Иллюзион». Я то и дело слышала от своих знакомых самые неоднозначные отзывы об этой экспозиции, говорили о некой «завораживающей ауре выставки», о том, что в фотографиях много мистики, о стиле digital art, который отличает работы творческого объединения. Меня заинтересовала и первоначальная идея создания объединения – его основатель ангарчанин Сергей Белов решил тогда создать группу фотографов и художников, которые проживают на 52 параллели земного шара.

Велосипедный монументализм, 2005, х.м., 50х80

Эта географическая величина была выбрана не случайно. Своеобразный центр объединения Иркутск – находится на 52 параллели земного шара. Оригинальная идея, к сожалению, не стала одной из концепций объединения, она превратилась в некую притчу, которую рассказывают журналисты и фотохудожники, когда говорят о «52 параллели». Впрочем, эта идея привлекла к творчеству объединения немало людей, интересующихся современной живописью и фотографией. А название объединения его основатель сегодня объясняет так: «Я всю жизнь провел на 52 параллели. У меня отец – военный, поэтому по долгу службы мы жили в разных местах: вначале в Чите, затем в Иркутске, потом в Германии – все города, в которых прошло мое детство, находятся на 52 параллели земного шара. Вот только, я родился в Улан-Уде, но там тоже ближе к 52 параллели».

Б.Звир, "Ravenman"

Посмотрев «Иллюзион» – я не была разочарована. Среди творческих объединений Иркутска «52 параллель» - наверно самая необычная. Оригинальность и в интернациональном составе, и в том, что, применяя модный в среде визуального искусства digital art участники объединения, добились настолько необычных результатов, что спонтанно создали свой стиль – глядя на их работы, не можешь порой отличить, где фотография, а где живопись. Для справки - в состав объединения входят житель американского города Кливленда Владимир Драницин, поляк Богдан Прыстром, ангарчане Игорь Толмачев, Владимир Иванов и Сергей Белов, петербуржцы Богдан Звир и Андрей Полушкин, житель Воронежа Александр Круглов. Выставка «Иллюзион» в прошлом году стала одним из самых обсуждаемых культурных событий прошлого года в Иркутске. Сергей Белов рассказывает:

- Выставка «Иллюзион» для меня самая любимая. Работы создавались как-то легко играючи. Мы собирались у Игоря Толмачева, пили чай, дурачились, делали натюрморты, различные постановки, все отснятое тут же обрабатывали на компьютере. Это были очень креативные дни – море идей и замыслов, которые тут-же мы и воплощали. Многие иркутские фотографы, которые выставляют свои работы на популярном в Интернете "Фотосайте", знают и Богдана Звира и Владимира Драницина. На "Фотосайте" и вообще в Интернете это очень популярные авторы. Каково же было удивление иркутских фотографов, когда они увидели оригиналы работ этих фотохудожников в Иркутске! Они были просто поражены!

C.Белов, "Жажда"

Концепцию выставки ее авторы определили так: «Мы решили взглянуть на мир при помощи техники нового поколения. В студийной обстановке при помощи цифрового оборудования мы пытаемся создать новые иллюзии, которые, по словам русского литератора XX века Э.А.Севруса (Борохова), есть «розовые очки, без которых невозможно взирать на многочисленные уродства мира и человека».

Выставка действительно напоминала хитроумную игру иллюзиониста, фокусы, которые как-будто показывали художники и фотографы зрителям. Особенно всех побывавших тогда в Выставочном центре имени Виталия Рогаля поразили работы Богдана Звира. Именно глядя на них и возникал парадоксальный вопрос – это фотография или живопись? Как выяснилось позже, это были фотографии, напечатанные на холсте. Обработка на компьютере добавила работам живописный эффект. Но не стиль работ Богдана Звира завораживал и интриговал зрителей, а плод странного мышления автора – персонажи его фотографий. Например, на одной из работ - девочка с чемоданом, в котором словно спрятано многорукое существо, пальцы его рук высовываются из отверстий ручной клади, на другой фотографии - полуобнаженная девушка, крест-накрест перечеркнутая рукавами собственного свитера. Непонятные работы притягивают зрителей как магнитом. Я задумалась, в чем же секрет повышенного интереса к работам Богдана Звира? Быть может автор, словно Фрейд или другой не менее известный психоаналитик наизусть знает все неведомые нам лабиринты человеческого подсознания и, превращая их в послушные инструменты, играет на них завораживающую мелодию, на языке не понятном для нашего «здравого рассудка», но родном для «подсознания»? Возможно. Но существует и другое объяснение - быть может творчество Богдана Звира – это просто зеркальное отражение его фантазий, рожденных не умом и не подсознанием, а эмоциями, чувствами, воображением.

- Несмотря на повышенный интерес к «Иллюзиону» мне кажется, наша выставка понравилась не всем. Люди привыкли видеть фоторепортажную съемку, байкальские пейзажи, а у нас почти все фотографии были созданы в студии, поэтому наверно работы показались искусственными, может быть даже с налетом театральности - рассказывает Сергей Белов.

Мне хочется поспорить с Сергеем – то, что привыкли видеть посетители выставки, относиться к разряду привычного, а это, как известно очень быстро становится банальным. Ценность же настоящего искусства в новаторстве, в новизне идей, стилей, форм воплощения. Таким новаторством, на мой взгляд, является увлечение участников «52 параллели» натюрмортом. Сегодня очень мало фотографов обращаются к этому жанру, а фотографы объединения не просто фотографируют различные предметы ради забавы, они по их словам уже создали свою школу натюрморта. Фотографии натюрмортов творческого объединения «52-й параллель» как увлекательные истории, их можно рассматривать бесконечно и каждый раз находить нечто новое, чего не заметил с первого взгляда. Достижение фотографов в том, что они наглядно показали в своих работах - натюрморт не менее интересный жанр, чем, к примеру, потрет или пейзаж. Их фотографии отличает мастерская работа со светом, оригинальная компоновка предметов, философский подтекст изображенного.

У каждого фотографа натюрморты наделены своими особыми чертами. Так работы Сергея Белова, показались мне очень смешными. Детальное разглядывание его фотографий началось с веселых вопросов: если в натюрморте появляется голова человека- это уже портрет в интерьере или все-таки натюрморт? Глядя на работу «Жажда», захотелось спросить автора – «Это человек, пародирующий чайник, или чайник, пародирующий человека?». На фотографии два профиля – жаждущего напиться человека и чайника. Рядом - стадо идущих к водопою маленьких фарфоровых слоников. Спрашиваю Сергея, как ему в голову приходят такие картины?

- Я участвую в онлайн-выставках и просто часто смотрю фотографии в Интернете, и когда смотришь до 100 фотографий в день, то у тебя начинают рождаться какие-то свои фантазии.

Cовсем другое настроение у натюрмортов Игоря Толмачева. Изящные, в основном «вечерние» по цветовой и тоновой гамме фотографии, напоминают голландскую живопись. Большинство его натюрмортов сравнивают с живописными полотнами старых мастеров: Рубенса, Рембрандта и Вермера.


Но, пожалуй, король натюрморта, среди фотографов «52 параллели» это без сомнений бывший петербуржец, а ныне житель Кливленда (США) – Владимир Драницин. Его натюрморты просты и в то же время созданы талантливо и мастерски. Смотришь на его работы и поражаешься - откуда у человека так долго прожившего вдали от родины этот русский дух – в его натюрмортах – можно почувствовать и тихий лиризм русской провинции, и аристократизм дворянства, глядя на гитары и скрипки словно услышать «темно-вишневую шаль», а посмотрев на мокрые от росы, свежие, сочные яблоки рассыпанные из опрокинутой плетеной корзинки, вспомнить «Вишневый сад» Чехова или просто дедушкин сад.

Характерная особенность фотографов и художников 52 параллели в активном использовании компьютера для создания работ. Digital art дарит художнику и фотографу намного больше возможностей для творчества, чем традиционные стили.

- Преимущество цифровой фотографии в том, любую фотографию или живописную работу можно тут – же подкорректировать. Кроме этого с переходом на цифровые технологии фотография стала ближе к живописи. При помощи компьютерной обработки можно делать разные фактуры, текстуру холста, да и мои знания художника пригодились в цифровой фотографии, когда я применяю компьютерную графику. Работая на графическом планшете, я пользуюсь специальной компьютерной кистью, у которой возможностей намного больше, чем у обычной кисточки. Преимущество цифровой фотографии также в том, что с одного кадра можно получить сотни снимков.

Иркутские любители фотографии наверняка отметили и высоко оценили на выставке «Иллюзион» работы поляка Богдана Прыстрома. Одна моя знакомая о его портретах выразилась так: «Это там где люди с «сухими и ломкими волосами?». У большинства людей на его фотографиях волосы действительно напоминают этакие вороньи гнезда, из сухих веток, украшающие, словно короны их головы. Впрочем, возникает и другая ассоциация - это веселые каракули трехлетнего ребенка, решившего немного пошалить, пока не видят взрослые. Забавная ассоциация, ярко выражает позицию автора по отношению к персонажам. Прыстром, словно шаловливый ребенок, играет своими образами и смеется над ними. В картине «mont 824-autoportret» - автопортрет фотографа рядом с образом Моны Лизы Леонардо да Винчи. Зритель сразу угадает легкую иронию в портрете. Головы и Моны Лизы и Прыстрома украшают все те же вороньи гнезда. Мона Лиза уже улыбается не как холодная загадочная незнакомка, а как добрая приятельница фотографа.

Наверное, вдумчивый любознательный зритель, рассматривая работы «52 параллели» отметит черный юмор и загадочную мистику фотографий Андрея Полушкина, небесную легкость живописных фантазий Владимира Иванова, концептуальность и философский подтекст работ Александра Круглова. (об этом говорят и названия его композиций - «У мечты деревянные крылья - будет кратким мгновеньем полет...», «Это время не зажженное солнцем»). Лично я, познакомившись с творчеством «52 параллели», не ощутила той "мистической и завораживающей ауры", о которой мне говорили мои коллеги-журналисты, зато поняла что это одно из самых интересных творческих объединений города, работы фотографов и художников отвечают духу времени, по настоящему современны, интеллектуальны, и главное уникальны, по крайней мере для Иркутска. Так что ждем очередной проект «52 параллели», чтобы еще раз совершить увлекательное путешествие в фантазийный мир современного искусства.

17 Апр 2006, Алена Байбородина «Культура Приангарья»

Категория: Статьи | Просмотров: 1191 | Добавил: art-baikal | Рейтинг: 0.0 |
Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2007